воскресенье, 22 марта 2015 г.

Серов Валентин Александрович: жизнь и творчество



Дар к живописи обнаружился у Валентина Серова (1865 - 1911) в самом детстве и судьба благоволила тому, чтобы одаренный мальчик попал в нужные руки.

Родился будущий классик в Санкт-Петербурге в семье композитора Александра Серова. После ранней смерти отца 7-летний ребенок оказался с матерью сначала в Мюнхене, где его художественным образованием занимался немец Карл Каппинг, а затем — в Париже. Здесь уже Серов стал учеником знаменитого Ильи Репина.


В 1875 году Серов с матерью вернулся в Россию. С образованием не всегда все складывалось гладко, но это никак не помешало тому, что уже в конце 1880-х гг. имя молодого художника получило широкую известность. Знаменитая картина "Девочка с персиками" была написана Серовым в 1887 году, годом позже он закончил работу "Девушка, освещенная солнцем" и пейзаж "Заросший пруд".

Девочка с персиками (1887)

На картине изображена Вера Мамонтова, 12-летняя дочь успешного предпринимателя и мецената. Девочка на портрете сидит неподвижно, но по ее всклокоченным волосам и озорному взгляду понятно, что еще несколько минут назад она резвилась со своими сверстниками и через мгновение убежит вновь. Художнику удалось уловить и "остановить" прекрасное мгновение юности и покоя.

Девушка, освещенная солнцем (1888)

Картина написана в имении Домотканово, где художник провел весну и лето 1888 года. На портрете изображена двоюродная сестра Серова - Маша Симонович. И. Грабарь вспоминал, что перед самой своей смертью Валентин Александрович назвал это полотно самой лучшей своей работой:

"Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся..."
 
Заросший пруд. Домотканово (1888)

Этот пейзаж Серов писал параллельно с "Девушкой, освещенной солнцем", в те дни, когда была пасмурная погода и работать над портретом было невозможно. Первоначальное название картины - "Сумерки".

Три названные картины в 1888 году были выставлены на VIII периодической выставке и принесли первую славу В.А. Серову.



Портреты В.А. Серова


Валентин Серов, картины которого стали пользоваться недюжинной популярностью, не оставался жестким приверженцем определенного направления, за годы творческой карьеры он проявил себя в разных жанрах и как живописец, и как портретист, и как график. В 1890-х годах и позднее была написана серия портретов, принесших ему поистине международную известность. Заказчиками модного портретиста становились самые разные люди, в том числе промышленники, аристократы и даже царская семья. При этом все портреты Серова отличаются выразительностью и реализмом, он не имел привычки "льстить" моделям - кем бы они ни были!


Исторический жанр в творчестве В.А. Серова


На рубеже веков в творчестве Серова стали появляться мотивы из русской истории, одной из самых выдающихся работ такого рода стала написанная в 1907 году картина "Петр I". 

Петр I (1907)

На полотне изображен стремительный и грозный монарх, движущийся впереди свиты навстречу новому строительству. Александр Бенуа писал об этом полотне:

"Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии".

Из русской истории - в античность


Побывав в 1907 году в Греции, художник обращается к теме мифологии. На свет появляются "Похищение Европы", картина Серова "Одиссея и Навсикая" в разных вариантах.

Похищение Европы (1910)

Серов создал несколько вариантов этой картины, входящей в его "мифологический цикл". Ни один из них не доведен до конца. Сохранилось множество рисунков, акварельных и карандашных эскизов к ней и даже статуэтка, редчайший скульптурный опыт художника, - все они повторяют один задуманный автором сюжет. В основе работы античный миф о Зевсе, который, обратившись в быка, похитил дочь финикийского царя Агенора - Европу.

Позднее творчество


Портрет Иды Рубинштейн (1910)

Одна из самых поздних работ Серова потрясла современников. Портрет актрисы Иды Рубинштейн был некоторыми сочтен безобразным, а старый учитель Репин назвал изображенную на нем обнаженную танцовщицу "гальванизированным трупом". 

В 1911 году, после смерти Серова, отношение к этой неоднозначной работе переменилось. Она и сегодня считается одним из образцов классики и выставлена в Русском музее. Серов — художник с большой буквы, и он мог себе позволить изображать реальность такой, какой ее видел.

Но есть вещи, художнику неподвластные. Находясь в расцвете творческих сил, 46-летний Валентин Серов скоропостижно скончался от приступа стенокардии.
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий